Новости

20 сентября 2011

А город подумал ученья идут… И правильно подумал.

«В 10.40 по московскому времени на самолете ТУ-154 сработала сигнализация о пожаре на левом двигателе. Экипаж применил средства пожаротушения и выключил двигатель. Ожидаемое время посадки в аэропорту «Минеральные Воды» 11.00 МСК… После приземления аварийного воздушного судна произошло его выкатывание с взлетно-посадочной полосы, повреждение передней стойки шасси, разлив топлива под ВС и его возгорание. Во втором салоне сильное задымление…» Нет, не беспокойтесь – это не сводка о новом авиапроисшествии, это –«легенда» для штабных аварийно-спасательных учений аэропорта. В «Международном аэропорту Минеральные Воды» делается все для обеспечения безопасности и воздушных судов и пассажиров. Но форс-мажорные обстоятельства всегда присутствуют в жизни, и столь же важно, как грамотно предотвратить аварию, так и ликвидировать ее последствия. Тренировки и учения проводят в минераловодском аэропорту несколько раз в году, но сентябрьские учения отличились особой масштабностью и тем, что их организовали представители Южного управления Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) и на них были приглашены в качестве наблюдателей и экспертов специалисты СПАСОП аэропортов ЮФО и СКФО – от «Геленджика» до Грозненского «Вайнах-Авиа». И хотя вводные данные по учениям и называют «легендой», все максимально приближено к реальности. Звучит сигнал тревоги, с ревом вырываются из ворот гаража пожарные машины. Подтягиваются другие расчеты аварийно-спасательной команды, полиция, медики. 25 единиц техники собираются в колонну и ждут «приземления» аварийного самолета, который «кружит» над аэропортом, вырабатывая горючее… «Пожар», организованный на крупных металлических противнях, тушится. Пожарники в своих термокостюмах, похожие на космонавтов, штурмуют самолет. Из ТУ-154, ставшего объектом учений, спускаются надувные трапы, по ним эвакуируют пассажиров, пострадавших уносят на носилках… Наступает второй этап действий – надо удалить с летного поля воздушное судно, потерявшее способность двигаться самостоятельно. Для этого разработана весьма непростая в исполнении методика: на нос самолета надевают своего рода «намордник», подтягивают вверх, опускают нос на подъехавший тягач и затем удаляют судно с поля. Учения продлились два дня, и во второй – «легенда» была гораздо трагичней: самолет совершил аварийную посадку на склоне горы Змейка, на борту 90 пассажиров и 9 членов экипажа, из этих девяносто девяти в живых остаются только трое… Аварийно-спасательная колонна транспорта форсирует грунтовую дорогу. Пожарники мощной пенной струей тушат пожар. На месте условного падения проводится оцепление, бригада медсанчасти разворачивает полевой медицинский пункт, техники выставляют освещение, идет поиск пострадавших людей и черных ящиков… В рациях четкие команды и отчеты о проделанном… И хотя «раненые», которых врачи пеленают в бинты, улыбаются, напряжение нарастает. И в какой-то момент ситуация захватывает настолько, что кажется, что пустая поляна оживает дымом пожарищ и стонами пострадавших… К слову сказать, среди ныне работающих в аэропорту есть и те специалисты, которые в 1997 году ликвидировали последствия аварии самолета, летевшего маршрутом «Ставрополь-Трабзон», и упавшего в нескольких километрах от Черкесска. С высоты своего опыта они оценивают необходимость ныне проходящих учений очень высоко. На «пять» оценили ход сборов и учений в минераловодском аэропорту и независимые эксперты. И в личном общении, отметив наличие хорошей материальной базы, наличие необходимых спассредств, и на официальных разборах, которые провели руководитель учений, первый заместитель директора-технический директор аэропорта Владимир Моргунов и начальник отдела поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Южного управления ФАВТ Виктор Кошелев. Что ж, тяжело в учении, легко в бою. Но пусть будут только учения. И пусть всегда у наших летчиков и пассажиров количество взлетов совпадает с количеством посадок!

Виктория Триско Фото автора

Архив новостей